Мытищинский вагоностроительный завод

Общие сведения

ОАО «Метровагонмаш» — первый в России завод-изготовитель моторвагонных электросекций, в настоящее время крупнейшее предприятие по разработке и серийному производству вагонов метрополитена колеи 1520 мм.

Предприятие было основано в 1897 году года как "Московское акционерное общество вагоностроительного завода". Моторвагонные электросекции постоянного тока 1500 и 3000 В для северных железных дорог завод выпускал с 1926 по 1941 годы.

В настоящее время основным видом деятельности является производство вагонов метрополитена.

Предприятие входит в состав ЗАО «Трансмашхолдинг».

Завод расположен в г. Мытищи, Московской области, Мытищинского района. Численность персонала – около 6000 чел.

Завод выпускал электросекции, которым в обозначении серии был присвоен индекс «С» («Северный тип»).

История завода

Создание и развитие производства

Предприятие было основано в 1897 году года как "Московское акционерное общество вагоностроительного завода" потомственным почетным гражданином С.И. Мамонтовым, дворянином К.Д. Арцыбушевым и гражданином Североамериканских Соединенных штатов инженером А.В. Барри. В январе 1896 года Комитет министров разрешил «учреждение означенной Компании», а ее Устав, как тогда было принято, утвердил Николай II.

Первой продукцией завода стали вагоны для Северной железной дороги России. За три первых года работы среднемесячный выпуск продукции составлял около 40 вагонов и 136 тонн запасных частей. С 1900 года начался выпуск вагонов-ледников, багажных вагонов, а через два года — вагонов для городских конных железных дорог. Помимо этого, открылись мастерские по ремонту вагонов. В 1903 г. началось производство трамвайных вагонов и снегоочистителей для Москвы. В эти годы среди машиностроительных заводов страны Мытищинский завод занимал второе место по выпуску продукции.

В 1904 году завод вошел в состав синдиката "Продвагон", а в 1911 году предприятие вновь перешло в "Московское Акционерное общество Вагоностроительного завода", которое выпустило дополнительно акции, что позволило увеличить основной капитал. 1 января 1907 года Московско-Ярославская железная дорога переименована в Северные железные дороги, Мытищинский завод был основным поставщиком вагонов для нее и запасных частей.

С 1 июля 1920 г. Мытищинский завод был включен в «ударную группу» крупнейших предприятий Москвы и Подмосковья. Сразу после окончания гражданской войны началось восстановление производства, в результате принятых мер выпуск продукции завода стал быстро возрастать и уже в 1926 году объемы производства продукции удвоились по сравнению с довоенным уровнем. На заводе кроме железнодорожных вагонов выпускались также сельскохозяйственные машины, различное оборудование и народнохозяйственные товары.

1925-1926 годы стали переломными для завода, с этого времени начала восстанавливаться его специализация как вагоностроительного предприятия. Началась техническая реконструкция производства, в короткий срок появились новые цеха. На заводе создали базу стального литья, реконструировали паросиловое хозяйство, закончили реконструкцию вагоносборочного корпуса.

Первые электросекции на электрифицированном участке Баку-Сабунчи, 1926 г.

Производство электропоездов

В 1926 году заводские конструкторы Бабин и Двухшерстнов разработали проект первого в стране 19-метрового металлического вагона для электрифицированной железной дороги Баку – Сабунчи – Сураханы. Вагоны были созданы на базе серийно выпускаемых трамваев. С этого момента на Мытищинском вагоностроительном заводе началось производство электровагонов для железных дорог. Прицепные пассажирские и багажные вагоны изготавливались на Брянском заводе "Красный Профинтерн".

В 1929 году был принят первый пятилетний план развития народного хозяйства СССР. В первой пятилетке большое значение отводилось машиностроению, и завод должен был сыграть решающую роль в обеспечении наземным и подземным транспортом промышленных центров страны, он должен был выпускать новые вагоны для электрифицированных железных дорог, а также моторные и прицепные трамвайные вагоны.

В 1929 году на Мытищинском вагоностроительном заводе были разработаны и изготовлены моторвагонные электросекции типа Св для Северных железных дорог. 29 июля 1929 года две первые трехвагонные электросекции выкатились из ворот завода. Графиковое сообщение электропоездами между Москвой и Мытищами было начато 1 октября того же года. На моторных электровагонах устанавливались тяговые двигатели, изготовленные на Московском заводе "Динамо" имени С. М. Кирова, и электрическая аппаратура английской фирмы "Metropolitan-Vickers", которая в середине 20-х годов была широко известна также под наименованием "British Westinghouse".

Осенью 1930 года начались работы по реконструкции и перестройке завода. На заводе создали цех по ремонту оборудования, перевели на поточную систему сборку трамвайных и пригородных вагонов, организовали электросварочный цех, внедрили штамповку. Предприятие было специализировано для выпуска трамвайных и 19-метровых электровагонов.

В 1932 году была изготовлена первая электросекция типа Сд, у которых кузова были не с заклепочными швами, а сварными, и применено новое электрооборудование завода "Динамо". С 1934 г. Мытищинский вагоностроительный завод перешел на выпуск новых моторвагонных электросекций, производство которых продолжалось по 1941 год.

Всего на Мытищинском заводе было изготовлено 14 моторных вагонов для Баку, 33 трехвагонные электросекции Св и 232 электросекции Сд.

Серийные электросекции Мытищинского вагоностроительного завода

Серийные электросекции производства Мытищинского вагострительного завода.
© Олег Назаров.

Развитие предприятия

17 мая 1933 года началась разработка вагонов для Московского метрополитена, первые 40 вагонов были изготовлены к январю 1935 года. Уже 8 февраля 1935 года состоялся первый пробный рейс новых вагонов типа А на первой линии, а 15 мая – открылось регулярное движение в Московском метрополитене.

В 1939 г. началось серийное производство новых трамваев для Москвы.

В мае 1940 году был освоен и налажен серийный выпуск двухосных 20-тонных платформ и контейнеров. Мытищинский завод уверенно набирал темпы и стал одним из крупнейших предприятий вагоностроительной промышленности страны.

После начала войны Мытищинский вагонный завод получил правительственное задание на выпуск военной продукции и был передан в Наркомат вооружения, завод получил по-военному номер 40. Началось производство корпусов для авиабомб, снарядов, платформ для зенитно-артиллерийских систем. 10 октября 1941 г. было принято решение эвакуировать завод на Урал.

После окончания войны было принято решение о возобновлении на Мытищинском заводе производства вагонов для метрополитена. А в конце того же года было организовано производство самосвалов. Получили также новое развитие заказы Министерства обороны. По существу на предприятии было создано три разных производства: массовое автомобильное, серийное вагонное и серийное производство изделий оборонной техники.

26 сентября 1948 г. завод №40 был переименован в Мытищинский ордена Отечественной войны 1 степени машиностроительный завод (ММЗ). На заводе до настоящего времени производятся грузовые автомобили на серийных шасси, военная техника и вагоны метрополитена.

20 апреля 1992 г. на учредительной конференции трудового коллектива объединения было принято решение о преобразовании завода в акционерное общество "Метровагонмаш". В 2009 году военное производство выведено из состава ОАО "Метровагонмаш".

Основной продукцией завода Метровагонмаш являются вагоны метрополитена, которые поставлялись в метрополитены Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Казани и других городов России, а также в Ташкент, Минск, Баку, Тбилиси, Ереван, Харьков, Киев, Будапешт, Софию, Варшаву, Днепропетровск и Прагу. Всего на мытищинских вагонах работает 18 метрополитенов.

С 1999 года на Метровагонмаше освоено производство рельсовых автобусов РА1 и позже РА2 для железных дорог колеи 1520 мм. Аналогичные модели дизель-поездов поставлялись в Беларусь, Украину, Венгрию, Чехию, Литву, Монголию и Сербию. Ведется разработка нового дизель-поезда ДП-М совместно со швейцарской компанией Stadler, первый экземпляр изготовлен в 2014 году.

С 2006 года ОАО "Метровагонмаш" вошло в состав предприятий ЗАО "Трансмашхолдинг".

© Олег Назаров
Источники информации:
Информационные материалы завода.