Аэроэкспресс

Доставка авиапассажиров в аэропорт

Современные крупные аэропортовые комплексы (или «хабы») невозможно представить без комплекса транспортных коммуникаций, которые превращают их в мультимодальные транспортные пересадочные узлы. Как правило, в такие комплексы входят и железнодорожные станции, связывающие аэропортовый комплекс с соседними городами. Большинство крупных аэропортов мира связываются с городами линиями метрополитена или городскими электропоездами (Париж, Франкфурт, Мюнхен, Берлин, Лондон, Мадрид, Нью-Йорк, Лос-Анжелес и многие др.). Некоторые комплексы имеют полноценную железнодорожную станцию, на которой останавливаются скоростные и высокоскоростные поезда (Франкфурт, Париж). С некоторыми аэропортами железнодорожное сообщение осуществляется поездами-экспрессами по специальным железнодорожным линиям (Осло, Стокгольм, Токио, Лондон, Цюрих), теперь в их числе и Москва.

Аэроэкспресс в аэропорту Домодедово. 2002 г.

В конце 20-го века и в первые годы 21-го в Москве в несколько раз увеличился автомобильный парк, что привело к серьезным транспортным проблемам на городских и пригородных автомагистралях. Экстренные меры по расширению и строительству новых дорог не привели к существенному улучшению ситуации. Традиционно авиапассажиры использовали для поездок в аэропорт маршрутные автобусы, маршрутные такси или личный автотранспорт, однако транспортные заторы зачастую приводили к опозданиям. Устойчивое железнодорожное сообщение существовало только с аэропортом Домодедово, но в графике было всего несколько пар поездов с очень большими интервалами движения, время в пути в среднем составляло 1 ч 10 мин, поэтому популярностью данный вид транспорта не пользовался.

В 1997 году управляющей компанией Московского аэропорта Домодедово становится Группа ИСТ ЛАЙН, которая приступила к реконструкции аэропорта. В 2002 запущен совместный с Московской железной дорогой проект: введена в эксплуатацию скоростная железнодорожная транспортная система, соединившая аэропорт с Павелецким вокзалом, на котором был открыт городской пункт регистрации авиапассажиров. Новая транспортная услуга получила название «Аэроэкспресс».

Транспортную систему обслуживали электропоезда ЭМ2И, ЭМ2 и ЭД4МК. Один из вагонов каждого электропоезда был выделен для перевозки багажа авиапассажиров, зарегистрировавшихся на рейс в здании Павелецкого вокзала. Время в пути составило около 50 мин.

На первом этапе аэроэкспрессы не пользовались популярностью, к 2005 году число пар поездов на этом направлении даже немного снизилось.

Багажный вагон в составе электропоезда "Аэроэкспресс".

Аэроэкспресс в аэропорту Шереметьево. 2005 г.

В 2004 году было принято решение о расширении опыта применения технологии доставки авиапассажиров. Следующим объектом для внедрения стал международный аэропорт Шереметьево. В 2005 году для реализации нового проекта было создано ООО "Аэроэкспресс", как совместное предприятие аэропорта "Шереметьево" и "ТрансГрупп".

ООО «Аэроэкспресс» в 2005 году открыло зал регистрации пассажиров на Савеловском вокзале столицы – терминал «Савеловский-Шереметьево», арендовало электропоезда для доставки пассажиров по маршруту Москва – Лобня, и организовало перевозку из Лобни в аэропорт с помощью маршрутных автобусов. Полученные результаты заинтересовали ОАО РЖД, было заключено соглашение о взаимодействии, намечены совместные планы, которые включали развитие транспортной системы доставки пассажиров в аэропорты Москвы. В 2008 году РЖД приобрели 50% в ООО «Аэроэкспресс».

Электропоезд постоянного тока ЭД4МКМ-АЭРО для Аэроэкспресса, 2008
Фото: Олег Назаров.

Создание сети Аэроэкспресс в Москве. 2008 г.

В соответствии с заключенным соглашением с 2007 года начинается строительство железнодорожных терминалов в аэропортах Шереметьево, Внуково и подъездных путей, зал регистрации пассажиров на Киевском вокзале. К августу 2008 года закончены все пусковые объекты, компания Аэроэкспресс оперирует электропоездами между вокзалами и всеми аэропортами Москвы (Шереметьево, Внуково и Домодедово). Время в пути составляет: 40 мин в Домодедово, 35 мин в Шереметьево и Внуково.

В 2009 году открывается терминал на Белорусском вокзале. В конце 2008 года запущены в эксплуатацию новые электропоезда ЭД4МКМ-АЭРО, с 2010 года в некоторые поезда включены вагоны бизнес-класса. Для аэроэкспрессов разработан тактовый график движения с интервалом отправления из конечных пунктов 30 мин. Всего на маршрутах компании эксплуатируется 22 электропоезда моделей ЭД4МКМ-АЭРО, ЭД4МК, ЭД4М и ЭМ2И, выполняющих 182 рейса в сутки, 7 составов электропоездов серии ЭД4МКМ-АЭРО находятся в собственности ООО «Аэроэкспресс».

ОАО РЖД в октябре 2008 года совместно с Правительством Свердловской области создана транспортная система в аэропорту Кольцово г. Екатеринбурга. На маршруте протяженностью 21 км расположено 9 остановочных пунктов. «Экспресс Кольцово» совершает 16 рейсов в сутки, электропоезд следует со всеми остановками, время в пути составляет 39 минут.

Электропоезд постоянного тока ЭМ2И для перевозки авиапассажиров на станции Внуково
Фото: РЖД.

Планы

В ближайших планах развития Аэроэкспресса строительство центрального городского терминала в районе станции Каланчевская.

К 2018 году ОАО «РЖД» и ООО «Аэроэкспресс» наметили расширить географию применения технологии на города Санкт-Петербург, Владивосток, Краснодар, Самара, Казань, Ярославль, Волгоград, Калининград и Сочи. Предполагается, что большую часть средств на запуск аэроэкспрессов должно выделить государство, поскольку частные инвесторы не смогут окупить эти проекты из-за высоких затрат на развитие железнодорожной инфраструктуры.

Презентация макета электропоезда Desiro Rus для Олимпийских игр Сочи-2014
Фото: Олег Назаров, 2010.

Подвижной состав для этих планов предполагается приобретать у созданного в 2011 году совместного предприятия компании Siemens и группы Синара в Верхней Пышме (Свердловская область), которое будет изготавливать скоростные электропоезда на основе платформы Desiro. Эти поезда получили в России название «Ласточка». Запуск производства «Ласточек» запланирован на начало 2012 года. Согласно планам, завод будет производить для РЖД порядка 200 вагонов ежегодно с 80 % локализацией производства к 2017 году.

Создание семейства электропоездов Ласточка

© Олег Назаров