9. Всемирный конгресс по высокоскоростному железнодорожному транспорту UIC HIGHSPEED 2012

С 10 по 13 июля в Филадельфии (США) состоялись 8-й Всемирный конгресс и специализированная выставка по высокоскоростному железнодорожному транспорту UIC HIGHSPEED 2012 (8th World Congress on High Speed Rail). Это важное событие для компаний, работающих в области перевозки пассажиров железнодорожным транспортом на дальние расстояния, а также разработчиков и изготовителей специального оборудования, систем, технологий и провайдеров услуг для данной отрасли. Основным организатором мероприятия выступили Международный союз железных дорог (UIC, МСЖД) и Американская ассоциация общественного транспорта (APTA, АПТА). ОАО «ВНИИЖТ» на мероприятии представляли Генеральный директор института Б.М. Лапидус (председатель Международного совета по железнодорожным исследованиям при МСЖД, д.э.н., профессор) и заместители Генерального директора: О.Н. Назаров, А.Б. Косарев и А.Л. Кассай. Статья опубликована в газете Железнодорожник, 2012, №9.


В настоящее время на США действуют скоростные линии Амтрак, на которых эксплуатируются 24 электропоезда с максимальной скоростью движения 210 км/ч. Однако уровень развития промышленности, высокая плотность и подвижность населения требуют существенного развития этого вида транспорта. Местом проведения Всемирного конгресса не случайно были выбраны именно США. Буквально в начале года было принято решение государственных органов США о строительстве сети высокоскоростных линий, прежде всего в Калифорнии.

К проведению 8-го Всемирного конгресса были приурочены еще несколько крупных международных мероприятий, в частности: 80 сессия Генеральной Ассамблеи МСЖД, состоявшая 9 июля 2012 года; и пленарное заседание Международного совета по железнодорожным исследованиям при МСЖД (IRRB), которое прошло в Филадельфии 12 июля (на нем были проведены промежуточные итоги работы совета за текущий год).

Мероприятия Всемирного конгресса UIC HIGHSPEED 2012 включали в себя пленарные заседания и расширенные круглые столы, где присутствовало большинство участников, выступали руководители железнодорожных администраций разных стран и представители бизнеса, политических кругов.

На пленарных заседаниях и расширенных круглых столах специалисты выступали с сообщениями о перспективах развития железнодорожного пассажирского транспорта в целом и высокоскоростного движения, в частности. Всесторонне рассматривался вопрос о современном состоянии высокоскоростных железных дорог по всему миру. Особый упор делался на социальную сферу развития (бизнес и туризм как общегосударственные задачи). Отмечалось, что каждая страна имеет в этой сфере свою специфику. К примеру, в Китае на сегодняшний день огромный спрос на железнодорожные перевозки, особенно высокоскоростные. Представители Министерства китайских железных дорог рассказали о нескольких глобальных проектах, учитывающих высокую плотность населения, обширность территории и климатические условия, которые позволяют применять очень многие современные технические решения, далеко не всегда применимые в России.

Также на пленарном заседании выступил президент ОАО «РЖД» В. И. Якунин, который представил существующие в России проекты в области скоростного и высокоскоростного движения, в частности, рассказал о двух перспективных проектах развития ВСМ-1 и ВСМ-2. В.И Якунин отметил, что необходимость развития скоростного и высокоскоростного движения в России объективно связана с проведением ряда международных мероприятий (таких как Зимние Олимпийские игры 2014 и Чемпионат мира по футболу 2018 года). Он особенно подчеркнул, что для России с ее огромной территорией развитие скоростного и высокоскоростного движения − одна из первоочередных задач.

Специалисты нашего института приняли участие в тематической сессии Всемирного конгресса, посвященной вопросам развития инфраструктуры для высокоскоростного движения, где большое внимание уделялось системам СЦБ и системам позиционирования. Классические примеры устройства инфраструктуры были представлены немецкой и китайской сторонами, которые являются приверженцами безбаластного пути. С докладом на тему «Устройство и содержание инфраструктуры для высокоскоростного движения в России» выступил Генеральный директор ОАО «ВНИИЖТ» Б.М. Лапидус. Он отметил, что на данный момент в России реализованы два проекта высокоскоростного пассажирского движения: введены в эксплуатацию высокоскоростные электропоезда «Сапсан» и двухсистемные электропоезда «Аллегро». Дальнейшее развитие связано с преодолением суровых природно-климатических условий, при этом необходимо учитывать, что для территории РФ характерно многообразие строительных и эксплуатационных условий, особенно сложных для сооружения и эксплуатации инфраструктуры в хозяйстве пути. При участии ВНИИЖТа были разработаны технические решения для усиления пути (усилие основной площадки земляного полотна за счет стабилизации откосов и балластного слоя − за счет омоноличивания его полимерными, связующими материалами). Исследования показали, что применение современных полимерных связующих способно существенно увеличить сопротивление сдвигу шпал в балласте, что позволяет расширить сферы применения бесстыкового пути. Для снижения вертикальной жесткости пути институтом была разработана конструкция подшпальных прокладок из пористой резины. Под руководством ОАО «ВНИИЖТ» в течение 2009-2010 годов также были созданы конструкции стрелочного перевода и съезда для высокоскоростного движения, приспособленного для российских условий эксплуатации. Скорость электропоезда «Сапсан» на линии Санкт-Петербург – Москва по стрелочным переводам данного типа составляет 250 км/ч, а в опытных поездках достигнута скорость 291 километр в час. Для реализации надежного токосъема ВНИИЖТом была разработана и использована специальная контактная подвеска, не требующая дополнительных настроек. Она обеспечивает движение поездов со скоростями 250 км/час и более. Проблема интенсивного образования гололеда на проводах контактной сети была решена путем комбинированного использования различных методов нанесения специальных покрытий и плавки гололеда электрическим током. Также Борис Моисеевич подчеркнул, что ОАО «ВНИИЖТ» провел гармонизацию габаритов: для высокоскоростного движения на железных дорогах колеи 1520 мм разработан новый кинематический габарит подвижного состава, а в габарит для высокоскоростной трансъевропейской магистрали железных дорог 1435 мм вписаны высокоскоростные электропоезда «Сапсан» и «Аллегро», скоростной электропоезд «Desiro Rus» (Ласточка). Опыт, накопленный ВНИИЖТом при реализации высокоскоростного движения в суровых эксплуатационных и климатических условиях России, можно использовать и в других странах с подобными условиями эксплуатации. «Нам предстоит большая совместная работа в целях обеспечения взаимовыгодного сотрудничества, и я глубоко убежден, что она нам по силам и будет выполнена. Мы, со своей стороны готовы к выполнению этой задачи, решение которой жизненно необходимо железнодорожному транспорту», − отметил в завершение выступления Б.М. Лапидус.

Необходимо также отметить два круглых стола, которые проходили в режиме прямого диалога между участниками, отвечавшими на многочисленные вопросы. В частности, в таком режиме обсуждался вопрос о конкурентной среде развития высокоскоростного железнодорожного движения. Интересно, что к ней наши зарубежные коллеги отнесли не только автомобильный транспорт и авиацию, но и информационные технологии. Дело в том, что в настоящее время технологии развились настолько, что иногда необходимость передвижения, перемещения в пространстве пропадает: есть возможность общаться по видеосвязи, использовать сотовую связь, различные современные устройства. Наступило время глобальной телефонизации. Возможности электронной подписи позволяют вести все дела, не выходя из офиса. Но туризм и ежедневное перемещение миллиардов человек из дома на работу и обратно – этого никто не отменял, в этих сферах транспорт жизненно необходим.

Что касается экскурсионной части, то и здесь организаторы мероприятия оказались на высоте. Наша делегация посетила депо Саннисайд в Нью-Йорке, где расположено депо для технического обслуживания высокоскоростных электропоездов, спроектированное и построенное как самостоятельная структура. Это депо оснащено двумя путями для обеспечения ежедневного обслуживания и инспекции высокоскоростных поездных секций. Нужно отметить высокий уровень обеспечения безопасности обслуживающего персонала. Везде, где это необходимо, размещены запрещающие огни и краткие памятки, содержащие требования безопасности, касающиеся поездов, высокого напряжения, высоких скоростей. Всем участникам экскурсии в обязательном порядке выдаются шлемы и защитные очки, без этого на территорию депо никого не пропускают.

Кроме этого, участники Всемирного конгресса посетили пять железнодорожных объектов в городе Уилмингтон. Во-первых, станцию Уилмингтон, построенную в 1907 году железными дорогами Пенсильвании вдоль почти 5-километрового виадука (с целью устранения железнодорожного переезда на уровне земли и отделения оживленных пешеходных потоков, проходящих под станцией). Сейчас эта станция в готическом романском стиле Ренессанса отремонтирована с максимальным сохранением исторического интерьера. Это стремление сохранить историю невольно внушает уважение.

Также наши специалисты посетили Центр обучения, где обучают большинству железнодорожных специальностей по различным курсам: машинистов, специалистов всех технических служб сигнализации, путейцев и даже поваров вагонов-ресторанов. Поразил огромный зал, где размещены разнообразные тренажеры для машинистов. Экскурсионную группу разделили на две части – кто-то сидел в кабине, а кто-то – управлял компьютерной программой, которая имитировала движение поезда, включая смену дня и ночи, различные природные явления. Для людей, которые только начинают знакомиться со специальностью, это бесценный опыт.

В экскурсионную программу мероприятия также вошло посещение Центра управления движением SEPTA в Филадельфии. Юго-восточное транспортное агентство Пенсильвании SEPTA (Southeastern Pennsylvania Transportation Authority) является уникальным предприятием в транзитной области, работающим со всеми видами общественного транспорта, включая автобусы, метро, троллейбусы, трамваи и электропоезда пригородного сообщения. Кроме того, агентство предлагает услуги перевозки инвалидов и немобильных пассажиров. Центр управления движением ежедневно направляет и регулирует все вышеуказанные транспортные средства. Центр состоит из двух частей. Одна часть выстраивает логистику пассажирских перевозок, а это непросто, так как только в Нью-Йорке шесть железнодорожных тоннелей. Но местные специалисты успешно с этим справляются. Диспетчеры сидят в особом зале, он отгорожен и полностью звукоизолирован, чтобы не отвлекать специалистов от работы. Этажом ниже находится центр управления энергоснабжением, успешно регулирующий движение поездов на скорости до 200 км/ч.

Еще одно всеобъемлющее мероприятие, проходившее параллельно со Всемирным конгрессом, это Международная специализированная выставка, где были представлены большинство производителей технических средств и подвижного состава, демонстрировались новейшие технологии, инновационные продукты и услуги в сфере высокоскоростного железнодорожного сообщения.

© Олег Назаров, Александр Косарев
сентябрь 2012 г.

Случайное околожелезнодорожное фото с Panoramio.com

Кликните фото, чтобы узнать где, когда и кем оно сделано.