Классификация электропоездов

Категории поездов

В соответствии с Уставом железнодорожного транспорта поезда, предназначенные для перевозок пассажиров, делятся на дальние и пригородные в зависимости от расстояния следования и условий проезда.

Приказом Министерства транспорта РФ от 18 июля 2007 г. N 99 установлено, что к категории "дальние" относят поезда, следующие на расстояние свыше 150 км, в составы которых включаются вагоны с местами для сидения и лежания и которые отвечают требованиям, предъявляемым к проезду в дальнем следовании. "Пригородные" поезда могут следовать на расстояние не более 200 км и состоять из вагонов с местами для сидения.

Определение категорий поездов в зависимости от скорости их движения производится исходя из маршрутной скорости движения таких поездов, которая определяется как средняя скорость движения таких поездов от начальной до конечной станции маршрута следования. Величина маршрутной скорости определяется делением общей протяженности маршрута следования поезда (в километрах) на общее время нахождения поезда в пути следования (в часах) с учетом времени всех остановок на железнодорожных станциях для посадки и высадки пассажиров. По скорости движения поезда подразделяются на:

  • пассажирские – маршрутная скорость движения которых не превышает 50 км/час;
  • скорые – маршрутная скорость движения которых составляет от 50 до 91 км/час;
  • скоростные – маршрутная скорость движения которых более 91 км/час.

    Указанная выше классификация относится ко всем пассажирским поездам, в т.ч. и к электропоездам, она характеризует эксплуатационные параметры их использования и условия тарификации перевозок. Для каждого поезда должен предоставляться подвижной состав, имеющий технические характеристики, соответствующие его категории, и обеспечивающие требуемый уровень комфорта проезда.

    Конструктивные типы электропоездов

    Основные конструктивные решения, характеристики и уровень комфорта определяются типом электропоезда. В соответствии с типажом, утвержденным ОАО РЖД в 2008 году, определены электропоезда трех основных типов (в скобках указаны условные обозначения типов):

  • городской (ЭГ);
  • пригородный (ЭП);
  • межрегиональный (ЭМ).

    Городские электропоезда применяются в транспортных системах крупных городов в пригородном сообщении на расстояния, в основном не превышающие 60 км, с челночным режимом движения по заранее определенным маршрутам со стабильным пассажиропотоком. Классический городской электропоезд – наземный аналог (он же альтернатива) метрополитену с небольшими расстояниями между остановками, с преимущественным размещением пассажиров стоя и, соответственно, с большим количеством входных дверей для обеспечения быстрой посадки-высадки большого числа пассажиров. Для городских электропоездов устанавливается, как правило, тактовый график движения.

    Получили распространение дополнительные разновидности городских электропоездов:

  • городской экспресс – для обеспечения ускоренных транспортных связей с крупными пригородными районами или городами-спутниками с минимальным числом остановок на маршруте;
  • аэроэкспресс – для обеспечения ускоренных перевозок по маршруту город-аэропорт с минимальным числом промежуточных остановок, с преимущественным размещением пассажиров сидя и специальными вагонами для багажа.

    Пригородные электропоезда предназначены для обеспечения транспортных связей городов с ближайшими пригородами, а также между соседними населенными пунктами, они предназначены для перевозок на расстояния примерно до 200 км. Иногда пригородные электропоезда применяются на расстояниях более 200 км, такие маршруты классифицируются как "дальние" с соответствующими тарифами и нумерацией ниток графика. Универсальность пригородных электропоездов подтверждается наибольшим распространением их в транспортной системе России. Салоны пригородных электропоездов оборудуются местами для сидения и размещения пассажиров стоя. Среднее расстояние между остановками на маршрутах, обслуживаемых пригородными электропоездами, обычно составляет от 2,5 до 5,0 км.

    Межрегиональные электропоезда применяются на маршрутах поездов пригородного и дальнего сообщений с устойчивым пассажиропотоком на расстояния от 100 до 700 км между городами с остановками только в крупных населенных пунктах или без промежуточных остановок на маршруте. В межрегиональных электропоездах предусматривается размещение пассажиров на отдельных местах с повышенным уровнем комфорта. В такие поезда иногда продают билеты с указанием номеров мест, а в составе электропоезда предусматривают вагоны-рестораны или вагоны-буфеты.

    Различают дополнительные разновидности межрегиональных электропоездов в зависимости от конструкционной скорости:

  • скоростные – от 141 до 200 км/ч;
  • высокоскоростные – более 200 км/ч.

    В ранее утвержденных типажах электропоездов и Правилах технической эксплуатации железных дорог вместо "межрегиональный" для поездов на расстояние до 700 км применялась категория "местный". Эта граница современными нормативными документами не установлена и определяется из условия обеспечения необходимого комфорта для сидящих пассажиров в течение периода времени нахождения поезда на маршруте. Например, в графике движения поездов на 2010 год максимальная длина маршрута, обслуживаемого межрегиональными электропоездами составляет 1100 км.

    Термины "городской" и "межрегиональный" применительно к поездам магистральных железных дорог нормативными документами и законодательством не установлены. Эти термины применяются только для определения технической разновидности конструкций электропоездов и не должны использоваться применительно к видам пассажирских перевозок и условиям их тарификации. Их применение обусловлено стремлением к большей информативности наименований типов электропоездов по сравнению с терминами, установленными законодательством РФ.

    Также распространены служебные электропоезда и электромотрисы, предназначенные для выполнения перевозок в технологических целях. Обычно они применяются для перевозки бригад рабочих, диагностики инфраструктуры железных дорог или инспекционных поездок.

    Классификация электропоездов по роду тока

    В зависимости от системы электроснабжения в России различают электропоезда постоянного тока напряжением 3 кВ и переменного тока 25 кВ частотой 50 Гц. На участках стыкования различных систем электроснабжения применяют двухсистемные электропоезда постоянного и переменного тока. За рубежом, в основном в европейских странах, распространены многосистемные электропоезда, в конструкции которых предусмотрена система питания от трех или более вариантов систем электроснабжения.

    На участках примыкания неэлектрифицированных и электрифицированных линий применяются гибридные электропоезда, оборудованные системой питания от тяговой сети и автономной силовой установкой (дизельной, газотурбинной) и/или накопителями энергии. Одним из вариантов гибридных электропоездов является аккумуляторный моторвагонный подвижной состав, в котором в качестве накопителя энергии используются аккумуляторные батареи.

    © Олег Назаров