Моторные вагоны постояного тока ЭМ165, ЭМ167

В 1946—1947 гг. на некоторых пригородных электрифицированных участках ввели в эксплуатацию моторные вагоны ЭМ165 и ЭМ167. Они были построены в 1927—1930 гг. для пригородных линий Берлина и рассчитаны на систему постоянного тока при напряжении 825 В на шинах тяговых подстанций и питание электроэнергией через контактный рельс.

Секция состояла из моторного и прицепного вагонов. Пост управления имелся лишь в моторном вагоне. Конструкция кузова и тележки моторных и прицепных вагонов серии ЭМ165— клепаная, вагона серии ЭМ167 — сварная. Переоборудование секций на колею 1524 мм и необходимые изменения их конструкции выполнили на Перовском вагоноремонтном заводе, куда электровагоны доставили на платформах.

На каждом моторном вагоне было установлено по четыре тяговых двигателя УВМ-700 часовой мощностью 110 кВт. При диаметре колес 900 мм, передаточном числе 68:14 и номинальном напряжении на коллекторе 410 В скорость часового режима составляла 46 км/ч. Масса моторных вагонов ЭМ165 и ЭМ167 — 38,4 т. конструкционная скорость — 80 км/ч. Масса прицепных вагонов равнялась 27,5-29 т. Вагоны оборудовались автосцепкой Шарфенберга.

Для использования моторных вагонов на линиях, оборудованных верхним контактным проводом при напряжении 750 В, было установлено по два токоприемника.

Электропоезд с моторными вагонами ЭМ165 в Киевском пригородном узле
Источник: Wikipedia

Чтобы пополнить парк моторных вагонов на электрифицированных участках напряжением 1500 В, инженеры Д.Д.Захарченко и И.М.Заикин разработали проект переоборудования моторных вагонов ЭМ167 на напряжение 1500В. При этом два тяговых двигателя включались последовательно постоянно. Были изменены величины секций пусковых резисторов, схемы включения вспомогательных машин и др.

На участке Таллинн — Пяскюла, который после окончания войны был восстановлен для питания поездов постоянным током напряжением 750 В, использовали секции ЭМ167 и ЭМ165. На участке Киев — Боярка, также электрифицированном на постоянном токе напряжением 750 В, работали секции с моторными электровагонами серии ЭМ165. Для участка Москва—Домодедово, электрифицированного по системе постоянного тока 1500 В, использовали электросекции с моторными вагонами серии ЭМ167.

Моторные вагоны ЭМ167

В 1952 г. при электрификации участка от Боярки до Василькова сюда были переданы секции ЭМ167 с участка Москва — Домодедово, а при переводе участков Киевского узла в 1955 г. с напряжение 750 на 1500 В работавшие секции с моторными вагонами ЭМ165 и ЭМ167 либо были отставлены от работы, либо переданы на участок Таллинн — Пяэскюла.

В начале 60-х годов электросекции серий ЭМ165 и ЭМ167 были заменены секциями отечественной постройки и возвращены в ГДР.


Источник информации: В.А. Раков, Н.А. Сергеев (ЭТТ, 1990, №9).