Электропоезд переменного тока ЭР11

Электропоезд постоянного тока ЭР10 с кузовом, аналогичным электропоезду переменного тока ЭР11.
Фото: ВНИИЖТ.

Во второй половине 1965 г. Рижский вагоностроительный завод выпустил четыре моторных вагона длиной 24,5 м для опытного электропоезда ЭР11 с реостатным торможением, предназначенного для работы на линиях переменного тока напряжением 25 кВ. Прицепные вагоны изготовил Калининский вагоностроительный завод; электрооборудование — Рижский электромашиностроительный завод. Каждая секция ЭР11, как и секция ЭР22, состоит из четырех вагонов: двух головных моторных с кабинами и двух прицепных промежуточных.

Кузова вагонов цельнометаллические, сварной конструкции. Моторные вагоны имеют по два комбинированных выхода с каждой стороны, прицепные вагоны — по три. Число мест для сидения в моторном вагоне — 117, в прицепном — 131. Кузов моторного вагона опирается через четыре винтовые цилиндрические пружины на шкворневую балку, связанную тяговыми поводками с кронштейном на кузове. Шкворневая балка в свою очередь опирается на продольные боковые балки тележки, подвешенные при помощи цилиндрических пружин и шарниров к рычагам, в которых укреплены буксовые подшипники. На боковых продольных балках размещена фасонная балка, к которой прикреплены остовы тяговых электродвигателей.

Тяговая передача состоит из резино-кордной упругой муфты и редуктора с передаточным отношением 3,41. Колесные пары имеют цельнокатаные колеса с диаметром по кругу катания 1050 мм. На каждой тележке установлено по два тормозных цилиндра, от которых приводятся колодки дискового тормоза; диски размещены на двух колесах (со стороны, противоположной редуктору). На прицепных вагонах тележки имеют колеса диаметром 950 мм.

Главный трансформатор ОЦР-1100/25, помимо первичной обмотки напряжением 25 кВ, имеет вторичную тяговую обмотку, состоящую из восьми секций, обмотку вспомогательных цепей напряжением 220 В и обмотку отопления напряжением 600 В. В выпрямительной установке применены кремниевые диоды ВК-200. В каждом плече моста установлены по 30 вентилей (3 параллельных цепи по 10 диодов последовательно в каждой); в двух плечах, как и у моторных вагонов электропоездов ЭР9, имеются переходящие ветви, состоящие из 12 вентилей (3 параллельных цепи по 4 вентиля последовательно в каждой). Общее количество вентилей на моторном вагоне 144.

Общая защита моторного вагона осуществлена главным выключателем ВОВ-25-4. В цепи тяговых электродвигателей включены дифференциальные реле. На каждом моторном вагоне установлено по четыре тяговых электродвигателя РТ-63. Ток длительного режима — 270 а; максимальная скорость вращения — 2240 об/мин . Соединение тяговых электродвигателей — последовательно-параллельное. Максимальное ослабление поля тяговых двигателей — 23%. Главный контроллер (групповой переключатель) имеет 20 позиций из которых 1 — соответствует маневровому режиму (напряжение на выводах тяговой обмотки трансформатора 275В), 6-я — первой ходовой позиции (напряжение 825 В), 10-я — второй ходовой позиции (напряжение 1375В), 16-я — третьей ходовой позиции (напряжение 2200 в) и 20-я — четвертой ходовой позиции (напряжение 2200 В и ослабленное поле тяговых электродвигателей).

При реостатном торможении обмотки возбуждения тяговых двигателей соединяются последовательно и питаются через выпрямитель от обмотки трансформатора с номинальным напряжением 220 В. Величина тока возбуждения регулируется при помощи выходного магнитного усилителя, на который воздействует предварительный магнитный усилитель, управляемый контроллером машиниста. Контроллер машиниста имеет две рукоятки: реверсивную с положением вперед, 0, назад и главную, которая, помимо нулевого положения, имеет по пять положений в тяговом и тормозном режимах (в тяговом режиме маневровая и четыре ходовых).

На моторном вагоне расположены расщепитель фаз ПЭ-10А, два мотор-вентилятора с электродвигателями АОМ-42-6 мощностью по 1,7 кВт и мотор-насос системы охлаждения трансформатора. На прицепном вагоне установлены три мотор-вентилятора с электродвигателями АОМ-42-6 и мотор-компрессор с электродвигателем ЭК-7П мощностью 11 кВт. Все эти электродвигатели питаются трехфазным током напряжением 220 В, частотой 50 Гц от фазорасщепителя. На моторном вагоне установлен мотор-генератор, вырабатывающий переменный ток частотой 400 Гц для питания зарядного устройства аккумуляторной батареи 90-КН-45, а также магнитных усилителей. Аккумуляторная батарея и зарядное устройство установлены на прицепном вагоне.

Масса моторного вагона — 64,4 т, прицепной — 41 т. Конструктивная скорость — 130 км/ч. Опытный электропоезд ЭР11 поступил для опытной эксплуатации в депо Минск Белорусской дороги.

Источник информации: В.А.Раков. Локомотивы и моторвагонный подвижной состав железных дорог Советского Союза 1956-1965 гг.