Электропоезд постояного тока ЭР22М

В первом полугодии 1972 г. Рижский вагоностроительный завод выпустил два восьмивагонных электропоезда ЭР22М № 67 и 68, каждый из которых состоит из двух чётырехвагонных секций: главного моторного, двух промежуточных прицепных, головного моторного. Электрическое оборудование для электропоездов изготовлено Рижским электромашиностроительным заводом.

В отличии от электропоездов ЭР22, построенных в период 1964—1968 гг., у электропоездов ЭР22М для уменьшения массы моторных вагонов часть электрооборудования (преобразователь постоянного тока 3 кВ трехфазный, аккумуляторная батарея и связанная с ней электрическая аппаратура, мотор-компрессор) перенесены на прицепной вагон.

Электропоезд постоянного тока ЭР22М-68.
Фото: Е.В. Толстов.

У электропоезда ЭР22М изменена форма лобовых частей головных вагонов эта часть выполнена более плоской, что улучшило вид двухсекционного поезда в месте сцепления двух головных вагонов. Вагоны имеют комбинированный выход (на высокие и низкие платформы). У тележек моторных вагонов усилены шкворневые балки, изменена конструкция скользунов (уменьшен момент трения). Общая колесная база моторного вагона 20350 мм, колесная база тележки 2750 мм.

На моторных вагонах установлены тяговые электродвигатели РТ-117 (1ДТ-003) по типу ранее установленных на электропоезде ЭР22-20 и прошедших эксплуатационные испытания в депо Нахабино, увеличено число блоков пуско-тормозных резисторов. Вместо трехмашинного агрегата электропоездов ЭР22 на электропоездах ЭР22М установлены двухмашинные агрегаты ПЭ-5Д, имеющие по одному общему генератору для питания цепей управления, вспомогательных цепей и возбуждения тяговых электродвигателей при электрическом торможении.

Максимальная скорость электропоезда ЭР22М 130 км/ч. Вес моторных вагонов около 65 тc (по проекту 63,5 тc), прицепных около 46 тc (по проекту 45 тc). Число мест для сидения в моторном вагоне — 112, в прицепном — 120. Длина кузовов вагонов 24,5, ширина 3,48 м.

Тягово-энергетические испытания электропоезда ЭР22М-068 были проведены летом 1972 г. на кольце ЦНИИ МПС, динамические и прочностные испытания — на участке Белореченская— Майкоп. Электропоезда ЭР22М работали в депо Нахабино Московской дороги.

Источник информации: В.А. Раков, Н.А. Сергеев (Локомотив, 1992, №3)