Электропоезд переменного тока ЭР9Т

Электропоезд переменного тока ЭР9Т-734.
Фото: Олег Назаров, 2001 г.

В 1987 г. был разработан опытный электропоезд ЭР9Е-666 с реостатным торможением. На этом поезде были установлены новые моторные тележки и изменено передаточне отношение редукторов с 3,17 до 3,41. В режиме тяги электрооборудование его работало аналогично электропоезду ЭР9Е. В режиме реостатного торможения две пары якорей тяговых двигателей нагружались на тормозные резисторы, установленные на крыше моторного вагона. Ступеней сопротивления их было две: 2,4 Ом и 1,14 Ом на один тяговый двигатель.

Возбуждение тяговых двигателей было независимым и осуществлялось от управляемого выпрямителя, питаемого от одной секции тягового трансформатора. Замещения реостатного торможения электропневматическим при отказе первого (например, при снятии напряжения в контактной сети) не предусмотрено. Тяговые двигатели этого электропоезда были практически те же, что и поездов ЭР9Е и более ранних серий (РТ-51М вместо РТ-51Д), и рассчитаны только на режим тяги, поэтому при тепловых испытаниях был зафиксирован их недопустимый нагрев. Однако этот поезд стал прототипом серии электропоездов с реостатным торможением ЭР9Т. Одновременно были испытаны опытные образцы малогабаритных выпрямительных установок В-ОПЕД-400-1,65к-У1, выполненные всего на 16 диодах ДЛ153-1250. Эти установки хорошо показали себя как при испытаниях, так и в эксплуатации, и до сих пор выпускаются эстонской фирмой Estel и устанавливаются на электропоезда ЭД9Т.

В 1989 г. прошел испытания электропоезд ЭР9Т-691 установочной партии. На нем были применены модернизированные тяговые двигатели РТ-51М.1 с усовершенствованным вентилятором и измененными сечениями главных и дополнительных полюсов. Максимальные превышения температур обмоток, полученные при испытаниях, при этом снизились на величины от 60 до 20°.

В 1991 г. был испытан серийный электропоезд ЭР9Т-724. Тепловые испытания показали некоторое увеличение превышения температур обмоток тяговых двигателей по сравнению с электропоездом ЭР9Т-691 и недопустимые перегревы их по сравнению с нормативными показателями. Несмотря на это, электропоезда ЭР9Т продолжали серийно выпускаться до 1996 г., когда комплект электрооборудования их был изменен на комплект, аналогичный электрооборудованию электропоездов ЭД9Т. Такие электропоезда производства РВЗ получили обозначение ЭР9ТМ.

© А.Ю.Белокрылин