Электропоезда ЭВС1, ЭВС2 "Сапсан"

Тормозная система

На электропоезде установлена система электропневматического торможения Knorr-Bremse с дисковыми фрикционными тормозами. Предусмотрена возможность совместного использования электрического и электропневматического торможения. При использовании только пневматических фрикционных тормозов, полностью загруженном поезде тормозной путь составляет 2430 м при торможении со скорости 250 км/ч и 1000 м — со скорости 160 км/ч.

Принципиальная схема тормозного оборудования электропоездов ЭВС1 и ЭВС2.
Источник: Сименс, 2009 г.

Пневматические компрессоры расположены в вагонах с преобразователем SR. Специально разработанные для эксплуатации в российских условиях безмасляные компрессоры обеспечивают воздухом тормозную систему и других потребителей: систему пневмоподвешивания, устройство управления микроклиматом, систему управления дверьми, стеклоочистители, токоприемники, тифон. По питательной магистрали воздух от компрессора распределяется по резервуарам поезда, расположенным во всех вагонах.

Регулирование тормозного нажатия происходит по принципу автоматического электропневматического тормоза, при этом тормозное усилие нарастает при уменьшении давления в тормозной магистрали.

В каждом вагоне SR имеется один блок управления тормозами. Один главный блок управления тормозами, находящийся в головном вагоне, координирует распределение и последовательность работы тормозов различных вагонов и обеих тормозных систем в зависимости от их готовности.

Управление тормозами осуществляется от тормозного контроллера, установленного в кабине машиниста. При необходимости тормоза можно привести в действие с помощью резервного тормозного крана машиниста, а в случае аварийного торможения — путем нажатия аварийной ударной кнопки в кабине машиниста или в купе начальника поезда. Имеется канал включения экстренного торможения по команде системы обеспечения безопасности КЛУБ-У.

Характеристики электропневматического тормоза электропоездов ЭВС1 и ЭВС2 при служебном торможении в ручном режиме. Диаграмма демонстрирует заданные значения замедлений поезда при различных ступенях тормозного контроллера в зависимости от скорости движения.
Источник: Сименс, 2009 г.

Пассажирский стоп-кран можно привести в действие в каждом вагоне (как минимум в двух местах). Но, в отличие от стандартного стоп-крана российских электропоездов, в электропоездах ЭВС от пассажирского стоп-крана сигнал подается на пульт управления в кабину. Машинист имеет возможность отменить включение торможения, если обстановка не позволяет безопасно остановить поезд для эвакуации пассажиров (например в тоннелях или на эстакадах), если отмены нет, то через систему управления включается экстренное торможение.

Буксировка поезда возможна только при использовании пневматического тормоза. Для улучшения динамики управления автоматическими пневматическими тормозами в электропоезде предусмотрена электропневматическая управляющая магистраль и распределительные клапаны с электропневматическим дополнительным устройством.

Все вагоны оснащены механическим пружинным стояночным тормозом.

© Олег Назаров

1. Информационные материалы разработчика.
2. Технические особенности высокоскоростного электропоезда Velaro Rus. Техника железных дорог, 2009, №1.