2. Испытательный полигон в Велиме

Статья была написана специально для газеты «Железнодорожник», опубликована в апреле за 2012 года. Материалы для публикации подготовлены по результатам посещения делегацией ВНИИЖТ Испытательного центра железнодорожного транспорта в Чехии.



В начале марта состоялся визит Генерального директора института Б.М. Лапидуса и заместителя Генерального директора О.Н. Назарова в город Велим (Чехия) с целью ознакомления с испытательным полигоном VUZ Velim (основан в 1950 году). Подробнее об этой поездке рассказал Олег Николаевич Назаров.

Výzkumný Ústav Železniční, a.s. (VUZ), что в переводе означает «Научно-исследовательский Институт Железнодорожного транспорта» – это предприятие, аналогичное нашему институту, его сфера деятельности во многом пересекается с нашей, особенно в части испытаний. Сходство еще и в том, что этот научно-исследовательский институт является дочерней компанией Чешских железных дорог. Однако в отличие от нас деятельность VUZ нацелена в большей степени на проведение испытаний подвижного состава. В городе Велим (это примерно 60 км от Праги) у института есть испытательный полигон, аналог Экспериментального кольца в Щербинке. Собственно, колец у них два, длина главного − более 13 км (оно было открыто в 1963 году), второе кольцо – около четырех километров. На территории полигона имеются цеха и стационарные стенды для различного рода механических и динамических испытаний конструкций и деталей, цеха для подготовки подвижного состава и различные внутренние службы. Есть испытательные подразделения, проводящие испытания подвижного состава, который приходит к ним со всей Европы. На полигоне не испытываются земляное полотно, путь, он предназначен строго для испытаний подвижного состава.

Нас приятно удивило соотношение количества сотрудников и объема выполняемой работы: всего в VUZ не более 150 сотрудников, причем непосредственно на полигоне задействовано порядка 25 человек. И при этом бывали периоды, когда на полигоне находилось до 20 испытательных объектов одновременно, случается, что не хватает путей для их размещения, и все, кто приехал на испытания, работают по сменам. Объем испытаний колоссальный. То есть, с одной стороны, их институт небольшой по сравнению с нами, но с другой − коэффициент использования испытательных средств и уровень задействования персонала настолько высоки, что нам есть, чему поучиться. Технология проведения испытаний прекрасно отлажена – за те полдня, которые мы провели на полигоне, сменилось три вида подвижного состава, причем, смена одного на другой проходила буквально за несколько минут. Один поезд съезжает с путей, тут же выезжает другой – и сразу готов ехать. У нас на Щербинке подобная операция занимает существенно более продолжительное время. Это эффективность в чистом виде. Подобный опыт очень полезен и интересен для нас, особенно в рамках проводимого в настоящее время реинжиниринга института.

Свою деятельность VUZ Velim строит, прежде всего, вокруг испытательного полигона, в соответствии с европейским законодательством. Являясь «notified body» («нотифай боди» - аналог нашего Регистра и испытательного центра в одном лице), имея соответствующие сертификаты, эта организация автоматически лишается права на ведение определенного вида работ. К примеру, им нельзя участвовать в разработках подвижного состава и затем проводить его испытания как аккредитованному испытательному центру. Это запрещено законом – и они строго его придерживаются. Поэтому финансирование исследовательских работ ведется только через финансирование от государства и на гранты Евросоюза. Примечательно, что на развитие полигона выделяется достаточно средств, причем 40% − это также гранты Евросоюза, который, учитывая, что данный полигон уникален для Европы и полезен для многих стран, выделяет средства на модернизацию всех его систем. Оставшиеся 60% обеспечивает VUZ из собственной прибыли. И этого вполне хватает, чтобы постоянно проводить модернизацию, тем самым сохраняя за собой статус одного из самых передовых центров по технической оснащенности.

Интересный момент: на полигоне есть небольшой исторический участок, который всегда притягивает внимание гостей – там стоит старая дрезина, установлен шлагбаум, семафоры, маленький зал СЦБ – все это используется для презентационных целей, иногда там подписывают контракты и другие важные документы.

Недавно испытательный полигон в Велиме получил сертификат на разрешенную скорость движения по кольцу 230 км/час. Это позволяет ему быть монополистом по испытаниям скоростного подвижного состава в Европе, потому что практически все изготовители подвижного состава едут именно в Велим для проведения испытаний. Дело в том, что других испытательных полигонов с аналогичной скоростью в Европе больше нет. Полигон Alstom – это короткий разомкнутый участок протяженностью около 3 километров, у Siemens есть хороший полигон, но с ограничением скорости до 160 км/ч. А так как сейчас основная скорость – 200 км/ч и более, то практически все приезжает сюда на испытания. Поэтому недостатков заказов у наших коллег нет, им удается выстроить всю систему испытаний как технологический процесс. При этом оказываются разные варианты услуг: с одной стороны, специалисты института могут провести все испытания «своими силами» (выступить в качестве сертификационного центра), с другой, могут предоставить возможность специалистам фирм-изготовителей или других испытательных центров самим приехать и провести наладку оборудования. Естественно, на полигоне есть возможность подать в контактную сеть все виды напряжений, которые существуют в Европе − три или полтора киловольта постоянного тока, 15 или 25 киловольт − переменного. Причем, подстанция там не преобразовательная, а полноценная с трансформаторами, что позволяет здесь же проводить испытания на электромагнитную совместимость. Также полигон оборудован всеми видами рельсовых цепей, которые существуют в Чехии.

Интересно, что каждый год на испытательном полигоне проводится какая-то существенная модернизация. Так, с 2008 года прошла полная модернизация кольцевых путей: был полностью переложен путь, после чего они получили разрешение на скорость 230 км/ч. В 2009-2010 годах установили оборудование для испытаний систем ERTMS, ETCS и GSM-R. В 2011 году была модернизирована контактная сеть. Создан учебный центр для подготовки специалистов. В этом году был построен цех, длиной 250 метров, сейчас его запускают в действие, в нем три пути для подготовки подвижного состава к испытаниям. Это специализированное помещение, оборудованное всем необходимым (в том числе интернетом и средствами связи), с камеральными помещениями для испытателей и клиентов, комнатами для переговоров. Таким образом, каждый год идет модернизация системы за системой.

Во время поездки нам посчастливилось одним из первых увидеть новый украинский электропоезд, созданный в Чехии на заводе ŠKODA на базе серийной модели, имеющей название «Городской Слон». Электропоезд будет применяться во время чемпионата мира по футболу, который состоится в этом году. Мы были свидетелями первых наладочных поездок, поезд приехал на полигон прямо с завода. Поезд необычно выглядит, он двухэтажный, по словам разработчиков, полностью приспособлен для нашей колеи и соответствует требованиям НБ. Мы наблюдали его «первые шаги», а ведь уже в июне этого года электропоезд должен быть запущен в эксплуатацию.

© Олег Назаров
апрель 2012 г.


Случайное околожелезнодорожное фото с Panoramio.com

Кликните фото, чтобы узнать где, когда и кем оно сделано.