11. О сертификации в новых условиях

Со 2 августа 2014 года вступают в действие Технические регламенты Таможенного союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава", "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" и "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта". Ввиду неурегулированности порядка перехода на новые документы бизнес-сообщество все громче высказывает свои опасения. (Специальный комментарий для журнала «Техника железных дорог», 2013, №4)
Ссылка на оригинал


Сертификация продукции – вопрос, который после введения в действие Технических регламентов Таможенного союза волнует практически всех участников рынка создания технических средств железнодорожного транспорта.

Железнодорожный пакет технических регламентов перед утверждением прошел огонь, воду и медные трубы – десятки совещаний и согласований в трех странах. Это были первые «технические» нормативные документы, утвержденные в Таможенном союзе. Подготовка поддерживающих стандартов и сводов правил, описывающих требования к продукции и методы подтверждения соответствия, ведется научными организациями и бизнес-структурами, и лидирующая роль ОАО «РЖД» в этом процессе неоспорима. Учитывая, что разработка новых стандартов базируется на хорошо проработанных Нормах безопасности, которые прошли детальную апробацию при сертификации инновационных изделий, можно с уверенностью ожидать, что эта важная часть работы будет выполнена еще до введения в действие регламентов.

Вместе с тем, сертификация – это не только соответствие требованиям к продукции, но и четко выверенный технологический процесс, многоплановое взаимодействие участников которого регламентируется правилами и процедурами. Эта часть «айсберга» обычно менее заметна непосвященному, но не менее важна для обеспечения качества всего процесса сертификации. При этом ответственность за аккредитацию органов по сертификации и испытательных центров, аттестацию измерительного и испытательного оборудования, формирование института экспертов и экспертных организаций по аккредитации и сертификации несут уполномоченные государственные организации. От качества их работы зависит формирование понятной «технологической» среды для сертификации продукции.

Очень важно понимать, что цикл создания техники начинается с согласования технических требований к продукции, и включает последовательные этапы технического задания, конструкторской документации, изготовления, сборки изделия, наладки, заводских приемочных испытаний, и перед выпуском в коммерческий оборот заканчивается процессом сертификации, включая сертификационные испытания. Для сложной железнодорожной техники этот цикл составляет от 1 до 4 лет, сертификация комплектующих обычно начинается задолго до начала сборки опытного изделия. Трудно представить успешным процесс, когда проектирование начинается в одном нормативном окружении, а на этапе приемке готового изделия ГОСТы изменяются. Поэтому разработчиками тщательно оцениваются риски изменения технических нормативов. И если по технике у изготовителей не должны возникать вопросы, ввиду преемственности нормативов, то по организации процесса сертификации они есть.

При этом общие цели, задачи и то, как должна работать система сертификации после введения в действие Технических регламентов, в целом понятны и описаны в основополагающих документах Таможенного союза. Участников рынка настораживает неопределенность переходного периода. Как должно быть организовано проведение процедуры аккредитации органа по сертификации или испытательного центра до введения в действие Технического регламента? Будут ли продолжать действие на переходный период аттестаты аккредитации, выданные до введения Технического регламента? Аналогичные вопросы касаются сроков действия сертификатов соответствия и деклараций, возможности выпуска продукции после введения Технических регламентов. Вопросы задаются, но пока они повисают в воздухе.

Учитывая длительность процессов сертификации железнодорожной техники, и не получая от госорганов вразумительных ответов, каждый изготовитель выстраивает свою собственную стратегию на переходный период.

Одни (и их большинство), в ожидании временного коллапса системы сертификации сразу после введения в действие Технических регламентов, максимально выкладываются сейчас, чтобы успеть до часа Х закончить сертификацию своих новых разработок. И создают тем самым нездоровый ажиотаж, пытаясь быстрее других занять очередь у окошку за сертификатом.

Другие наоборот, чтобы снизить риски неопределенности, отодвигают срок начала сертификации на следующий год, сознательно замораживая сделанные инвестиции.

И никто не планирует начинать процесс сертификации до, чтобы закончить его после часа Х. Потому что изготовители не верят, что в нашей стране можно планомерно, поступательно и эволюционно развивать живую систему. Все ждут революций и потрясений, которые всегда сопровождаются проблемами и неразберихой. Разве этого нельзя предотвратить? Пора очнуться, ведь август 2014 года уже близко.

© Олег Назаров
ноябрь 2013 г.

Случайное околожелезнодорожное фото с Panoramio.com

Кликните фото, чтобы узнать где, когда и кем оно сделано.