14. Нужна ли нам в России железнодорожная наука?

Публикация подготовлена Олегом Назаровым для колонки "Мнение" в журнале "Техника железных дорог" (2014 г., №2).
Страница журнала


В марте Корейский исследовательский институт железнодорожного транспорта (KRRI) провел международный семинар «Инновации для транспорта будущего», на котором ученые из Кореи, Японии, Китая, России и других стран обсудили результаты научных исследований в области развития высокоскоростных и создания сверхвысокоскоростных рельсовых магистралей с максимальной скоростью движения до 600 км/ч.

Чем же занимаются наши восточные коллеги-ученые? В рамках этого национального проекта проводятся исследования по созданию бесконтактной системы электроснабжения, разрабатываются алгоритмы управления синхронными тяговыми двигателями с постоянными магнитами и линейными синхронными двигателями, изучаются свойства высокотемпературных сверхпроводников, кевларовых и углепластиковых несущих конструкций кузова, а также вопросы аэродинамики, снижения эмиссии шума и повышения эффективности крэш-систем подвижного состава. Кроме того, корейские ученые разрабатывают новые методы магнитной дефектоскопии колес с помощью матриц дифференциальных датчиков Холла, бесконтактной диагностики оборудования методами акустической голографии, инфракрасной термографии и многое другое. Институтский реферативный журнал 2012 года содержит информацию о 127 выполненных исследованиях.

За полученными научными результатами выстраивается очередь из промышленных предприятий и корпораций, готовых коммерциализировать разработки, то есть превращать научные знания в конкретные полезные продукты. Технически сложные исследования проводятся институтом совместно с промышленностью. Специальное оборудование для проведения исследований в рамках государственных проектов корейским компаниям и ВУЗам может предоставляться бесплатно.

Бюджет Корейского института формируется государством, на 2014 год составляет 135 млн. долларов при численности персонала около 500 чел. (из них 285 – научные сотрудники). Доходы от проданных промышленным предприятиям лицензий в 2013 году составили 75 млн. долларов. Каждые пять лет ученые составляют долгосрочную программу собственных исследований, направленную на решение национальных задач перспективного развития транспорта, сейчас реализуется программа «Vision 2015». Хочу подчеркнуть, что речь идет именно о перспективном развитии железных дорог, а не сиюминутных задачах, для решения которых на транспорте существует собственный инженерный корпус.

Напоминает научную футурологию? Или это описание будущего? Нет, это – реальность. Из области футурологии здесь только то, что пассажиры поедут в поездах по рельсам со скоростью 600 км/ч по самым смелым прогнозам не раньше, чем через 10 лет. А необходимый для этого технологический задел создается уже сегодня. Похожие задачи решают в рамках национальных проектов также ученые из Японии и Китая.

Конечно, импонирует нацеленность на развитие науки. И то, что именно такая политика в области научных исследований позволяет получить поразительные результаты, можно легко убедиться, глядя на темпы развития высокоскоростных перевозок в Азиатских странах. Всего за одно десятилетие Корея превратилась из потребителя зарубежных железнодорожных технологий в лидера, генератора их развития и всемирного экспортера. Подвижной состав, разработанный и изготовленный в Корее, сегодня можно встретить во всех частях света.

А как мы смотрим в будущее? Как готовимся к созданию национальной сети ВСМ? Какие задачи решают наши ученые? Так вот, докладываю, мы продолжаем заседать на НТС и обсуждать, нужна ли нам программа научных исследований, существует ли необходимость строительства испытательного полигона ВСМ, будем ли разрабатывать стандарты и своды правил с учетом вводимых в действие технических регламентов, а также занимаемся любимым делом – считаем деньги в чужих карманах.

И действительно, зачем нам вообще нужна эта железнодорожная наука с ее запросами и аппетитами? Пусть лучше дядя придет и все нам построит. Ведь настоящий русский любит только быструю езду, а долго запрягать – это из прошлого.

© Олег Назаров
апрель 2014 г.

Случайное околожелезнодорожное фото с Panoramio.com

Кликните фото, чтобы узнать где, когда и кем оно сделано.