Электропоезд постоянного тока ЭД4Э
После освоения на Демиховском машиностроительном заводе производства электропоездов ЭД4 и ЭД4М встал вопрос о повышении энергетической эффективности электропоездов. С пециалистами ВНИИЖТ было показано, что использование тяговых двигателей с номинальным напряжением 1500 В позволит снизить потери элеткроэнергии при разгоне и увеличить количество рекуперируемой энергии при торможении. Реализация этой идеи стала возмодна только после появления реальной конкуренции на рынке производства электрооборудования для электропоездов.
АО Электросила с 2000 года начала разработку нового комплекта электрооборудования для пригородных электропоездов постоянного тока на основе новых тяговых двигателей ТЭД-4 с номинальным напряжением 1500 В. В отличие от электропоездов ЭР2, тяговый двигатель которых также расчитан на 1500 В, новый двигатель оборудован компенсационой обмоткой, что позволило поднять его мощность и без коммутационных проблем использовать в генераторном режиме работы. Это означает, что на новом электропоезде можно реализовать не только два варианта соединений двигателей: последовательное и последовательно-параллельное (как на ЭР2), но и ввести режим рекуперативного торможения с максимальной скорости до 25-28 км/ч. Все это позволяет существенно (до 20%) снизить расход электроэнергии в эксплуатации по сравнению с ЭД4М. Поэтому комплект электрооборудования также называют "энергосберегающим".
Первая опытная секция нового электропоезда, получившего обозначение ЭД4Э (Э - оборудование ОАО Электросила или энергосберегающий), была передана на экспериментальное кольцо ВНИИЖТ для испытаний в августе 2001 г.
Фото: Олег Назаров, 2002 г.
Конструкция электропоезда ЭД4Э отличается от ЭД4М только комплектом тягового электрооборудования. При этом электрооборудование электропоездов в значительной степени унифицировано.
После испытаний электропоезд ЭД4Э-0001 в 2003 году был направлен для опытной эксплуатации в депо Перерва Московской ж.д.