Электропоезд постояного тока ЭР12
В 70-е годы шли активные работы по созданию системы тиристорного импульсного регулирования для электропоездов постоянного тока. В частности, были модернизированы электропоезда ЭР2 в депо Засулаукс (Рига). Было принято решение модернизировать ЭР2 эксплуатируемого парка, для отработки конструктивных и схемных решений в 1976 г. на Рижском вагоностроительном заводе на базе механической части и основного электрооборудования электропоезда ЭР2 был построен опытный электропоезд ЭР12-6001. Для него на Таллинском электротехническом заводе (ныне это фирма Estel) были разработаны и изготовлены тиристорные импульсные преобразователи ТИП-1320. Они представляли собой два трехоперационных преобразователя, нагрузкой которых служили группы из двух последовательно соединенных тяговых двигателей 1ДТ.006. Двигатели были модификацией серийно выпускавшихся для ЭР2 двигателей УРТ-110Б.
Фото: РВЗ, 1976 г..
Основным отличием преобразователей ТИП-1320 от ТИП-1200, примененных на электропоездах ЭР2И в депо Засулаукс, было применение схемы совмещенного регулирования напряжения на ТД и ослабления возбуждения. В этом преобразователе были применены быстродействующие таблеточные тиристоры ТБ-320 и ТБ-400, установленные на групповых охладителях и охлаждаемые набегающем потоком воздуха при движении поезда. В преобразователе был использован широтно-импульсный принцип регулирования, в отличие от других импульсных преобразователей, построенных к тому времени в мире для пригородных электропоездов, он работал с постоянной частотой 400 Гц в течение всего пуска. После выхода на характеристику ослабленного поля преобразователь закорачивался контактором. Для защиты от помех в линиях связи и СЦБ был применен двухзвенный входной фильтр, параметры которого были определены ВНИИЖТ. По результатам измерений мешающего влияния уровень помех от ЭР12 практически не отличался от уровня помех от серийных электропоездов ЭР2.
После проведения в 1978 г. тягово-энергетических испытаний на экспериментальном кольце ВНИИЖТ ЭР12-6001 был направлен для эксплуатационных испытаний в Таллиннский пригородный узел, где эксплуатировался сначала в особом графике, затем в общем графике с электропоездами ЭР1 и ЭР2. Практически в начале наладки вагон 600108 вышел из строя, и в дальнейшем ЭР12-6001 эксплуатировался сначала в 8-вагонной составности, затем в 6-вагонной, т.к. в такой составности эксплуатировались все электропоезда депо Таллин.
В 1981 г. ТЭЗ изготовил еще 5 преобразователей ТИП-1320 немного измененной конструкции, и на РВЗ были построены электропоезда ЭР12-6002 6-вагонной составности и ЭР12-6003 4-вагонной составности. Вместе с секцией 600106 они составили еще 2 поезда и эксплуатировались также в депо Таллин.
Эксплуатационные испытания подтвердили полученное расчетным путем снижение расхода электроэнергии на 8%. Однако при тогдашнем уровне элементной базы не удалось добиться приемлемой надежности преобразователей, особенно в части блоков управления и тиристоров, и решение о модернизации ЭР2 не было выполнено.
Электропоезда ЭР12 эксплуатировались в депо Таллин, по известным мне сведениям, до середины 90-х годов. Электропоезда проходили капитальный ремонт на Октябрьском заводе в Санкт-Петербурге. При КР-2 электрическую схему всех электропоездов ЭР12 переделали в стандартный варинат электропоезда ЭР2.