Электропоезд постояного тока ЭР2Р
Электропоезд ЭР2 выпускался с 1962 г. В 70-х годах руководство МПС поставило вопрос о разработке нового электропоезда, который был бы на современном уровне. Первый поезд ЭР2Р-7001 был создан в 1978 г. Были применены уже готовые решения, отработанные РЭЗ и РВЗ: комплект электрооборудования и тележки электропоезда ЭР22В и кузова электропоезда ЭР2.
Фото: РВЗ.
К тому времени этот электропоезд уже не был на уровне современных разработок, но других разработок готовых к серийному внедрению у РЭЗа не было. Система рекуперативно-реостатного торможения этого поезда была разработана МЭИ (автор Л.М. Трахтман) для электропоезда ЭР6 еще в 50-х годах, установлена на электропоездах ЭР10 и ЭР22 и основательно модернизирована в конце 60-х - начале 70-х годов для электропоездов ЭР22М и ЭР22В.
Однако длинные (24,5 м) кузова этих поездов не могли по различным причинам эксплуатироваться на всей сети железных дорог, и было принято решение установить систему рекуперативно-реостатного торможения на кузова ЭР2 длиной 19,6 м. Масса тары этого поезда была на 10% больше, а мощность на 15% больше, чем ЭР2. Постоянное последовательное соединение двигателей и связанные с этим большие пусковые потери делали этот поезд заведомо менее экономичным, чем ЭР2. Однако было принято волевое решение об освоении производства этих поездов.
В 1979-80 годах электропоезд ЭР2Р-7001 прошел тягово-энергетические испытания на экспериментальном кольце ВНИИЖТ. Испытания проводил Рижский филиал ВНИИВ, поэтому они прошли успешно и показали снижение расхода электроэнергии по сравнению с ЭР2. Однако эксплуатационные испытания в депо Нахабино еще в 1980 г. показали 30-процентное увеличение расхода электроэнергии. В дальнейшем этот поезд был передан в депо Железнодорожная. В 1985 г. электропоезд ЭР2Р-7001 был списан, и останки его вагонов еще можно видеть в различных депо Московской ж.д. и на кольце ВНИИЖТ. Серийное производство ЭР2Р было начато в 1984 г. После начала эксплуатации первых шести поездов в депо Железнодорожная они были отставлены из-за неисправностей редуктора. После переделки редукторов на РВЗ эти поезда до сих пор эксплуатируются в депо Железнодорожная.
Электрическая схема ЭР2Р неоднократно модернизировалась. С поезда 7026 были практически полностью изменены блоки управления и в соответствии с этим изменены силовая схема и схема управления. Электропоезд ЭР2Р не был аттестован из-за многочисленных нареканий на него со стороны эксплуатирующих его депо. Промышленность на аттестацию представила электропоезд ЭР2Т, по схеме незначительно отличающийся от ЭР2Р.