Моторные вагоны постояного тока серии М

В составе организованной в 1940 г. Эстонской дороги имелся участок Таллинн (Ревель) — Пяскюла, длиной 11,2 км, электрифицированный на постоянном токе напряжением 1200 В. Его перевели с паровой на моторвагонную тягу в 1924 г., когда в связи с возросшим пригородным движением требовалось или проложить вторые пути с одновременным обновлением подвижного состава, или электрификацию. Сравнительными расчетами установили, что электрификация позволит значительно снизить себестоимость перевозок: при паровой тяге себестоимость пассажиро-километра была выше (1,19 коп.), чем тариф за проезд (0,75 коп.) и дорога работала с убытком.

Из-за незначительных средств, отпущенных на электрификацию, дорога не смогла приобрести новый подвижной состав, а была вынуждена переделать под моторные вагоны, работавшие четырехосные 18-метровые вагоны 3-го класса. С обоих концов вагона к основной раме были пристроены кабины управления и вагон удлинился до 20 м. Тележки вместе с тяговыми двигателями и основное электрическое оборудование были заказаны в Германии фирме "Сименс-Шуккерт". Моторные вагоны Эстонской дороги обозначили серией М.

М-2 на станции Рахумяэ (пригород Таллина). Снимок 20-х годов
Источник: Коллекция фотографий А.Смирнова

Каждый моторный вагон оборудовали четырьмя тяговыми двигателями мощностью 70 л. с. при 600 об/мин, рассчитанными на номинальное напряжение 600 В. При диаметре колес 1050 мм и передаточном числе зубчатой передачи 3,4 скорость часового режима составила 20,5 км/ч, а тяговое усилие — 3500 кгс.

Двигатели охлаждались внешними мотор вентиляторами, которые были установлены в ходе эксплуатации для повышения мощности моторного вагона. К контактному проводу двигатели подключались последовательно и в две параллельные группы с последовательным включением двух машин в каждой группе.

Моторные вагоны серии М имели массу около 50 т и конструкционную скорость 70 км/ч. Всего на дороге оборудовали четыре моторных вагона. Первоначально поездную единицу составляли из одного моторного вагона и двух прицепных, а затем с увеличением размеров движения был добавлен третий прицепной вагон, что вызвало снижение скорости. В 1941 г. моторные вагоны серии М отправили на Пермскую дорогу, и больше как тяговые единицы они не работали.


Источник информации: В.А. Раков, Н.А. Сергеев (ЭТТ, 1990, №9).